Теософия

(от греч. theos — бог и sophia — мудрость, знание)

1) в широком смысле слова — мистическое богопознание (см. Мистика). В Ареопагитиках (См. Ареопагитики) синоним теологии (См.Теология). Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к Т. Гностицизм, Неоплатонизм, каббалу (См. Каббала) и т. п. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16—18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, — Я. Бёме, Парацельса, Л. К. Сен-Мартена. Э. Сведенборга. Ф. Этингера и др. Ф. В. Шеллинг употреблял термин «Т.» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной теософии» у Вл. Соловьева.

2) Религиозно-мистическое учение русской писательницы Е. П. Блаватской (1831—91; соч. «Тайная доктрина», 1888) и её последователей. Сложилось под влиянием индийских религиозно-философских концепций Брахманизма, Буддизма, Индуизма (учение о карме (См. Карма) — перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также Оккультизма и некоторых элементов гностицизма. Отбрасывая «исторические формы религии», Т. стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной какой-либо определённой догматикой. Согласно Т., конечная цель человека — достижение оккультного «знания» и сверхъестественных способностей — осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции немногочисленных «посвященных», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Г. Олкоттом с целью «образовать ядро всемирного братства», «содействовать сравнительному изучению религии и философии», «исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека». Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки: в 1879 центр его был перенесён в Индию (с 1882 — в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, которая в 1912 объявила Кришнамурти новым «спасителем» человечества (позднее Кришнамурти отошёл от Т.), после чего произошёл раскол и из Т. выделилась Антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой.

Лит.: Ледбитер Ч., Краткий очерк теософии, пер. с англ.. Калуга, 1911; Шахнович М. И., Современная мистика в свете науки, М.— Л., 1965; Guenon R., Le theosophisme. Histoire d'une pseudoreligion, P., 1921; Bichimair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950

(Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.