Елена, в мифологии

(Έλένη) — дочь Зевса и Леды, жены древнейшего лаконского царя Тиндарея, сестра Клитемнестры, знаменитая в греческом эпосе своею красотой. Е., первоначально несомненно богиня (самое имя от σελ — светлая), в гомеровских поэмах является смертной женщиной, женой Менелая, царя Спарты; из-за похищения ее Парисом возгорается Троянская война. Во время войны Е. живет в Трое, как жена Париса, раскаиваясь в своем проступке, презирая Париса и желая всей душой возвратиться к первому супругу и покинутой дочери Гермионе. Приам и знатные старейшины троянские отдают должное ее красоте. После взятия Трои Е. снова достается Менелаю, с которым и возвращается в Спарту. В послегомеровских версиях сказание об Е. усложнилось и дополнилось многими новыми подробностями, вероятно, отчасти заимствованными из различных местных легенд. Так, говорили, что Е., еще будучи девушкой, была похищена Тезеем, но возвращена братьями. Из двух намеков "Одиссеи" (IV, 276; VIII, 517) развилось сказание, что после смерти Париса она стала женой брата его Деифоба, которого и выдала после взятия Трои Менелаю. Из других намеков "Илиады" и "Одиссеи" о пребывании Менелая с Е. в Египте разрослись сказания о том, что Е. вовсе не была в Трое, а оставалась у царя египетского Протея, которым и была возвращена Менелаю. Чтобы примирить эту версию с Гомером, сочинили, что в Трое находился призрак Е. Существовал рассказ, что побочные сыновья Менелая, после смерти его, изгнали Е. из Спарты; она бежала на Родос, где и умерла, повесившись на дереве. По смерти Е. душа ее была перенесена на остров Левку, где она сочеталась с Ахиллесом. Оказания о Е. часто воспроизводились древними художниками, как греческими, так и этрусскими. В Спарте и др. местах Е. почитали как богиню.

( Источник: Энциклопедия Брокгауза и Эфрона)