Колосс

(κολοσσος, colossus) — название, употребляемое для обозначения всякой статуи, превосходящей своими размерами натуру. Еще в глубокой древности египтяне олицетворяли в подобных статуях своих богов и царей, в намерении гигантизмом этих изображений выразить их величие. Они вырубали их колоссальные фигуры, в стоячем или в сидячем положении, из камня, нередко очень твердой породы, преимущественно для помещений в преддвериях храмов и по дорогам, ведущим к ним. Из бесчисленных К., произведенных египетским искусством, достаточно будет указать на лежащего сфинкса, высеченного из целой скалы, неподалеку от мемфисских пирамид, на статуи фараона Рамсеса II, при входе в Ибсамбульский храм, и на так называемых Мемнонов (статуи матери и жены Аменхотепа III), близ деревни Мединет-Абу.

Древние греки также чествовали своих богов сооружением громадных их изваяний, каковы были, например, знаменитые произведения Фидия — бронзовая статуя Афины-Градохранительницы, стоявшая в афинском акрополе, хрисоэлефантинная статуя Афины-Девы, в Парфеноне, и такая же статуя Зевса, в его олимпийском храме, а также статуя Геры, исполненная Поликлетом, равным образом из золота и слоновой кости, для аргосского храма этой богини. Но все другие древнегреческие К. превосходил своею величиной К. родосский — бронзовая фигура Гелиоса, бога солнца, изваянная учеником Лисиппа, Харесом из Линдоса, в 280 г. до Р. Х. Эта статуя, считавшаяся одним из семи чудес света, имела 32 м высоты и стояла в родосской гавани, но не так, как полагали еще недавно, т. е. не с расставленными над входом в гавань ногами, образовывавшими как бы ворота, через которые могли проходить даже большие корабли. Сооружение ее длилось 12 лет и стоило дороже 300 золотых талантов — суммы, вырученной от продажи материала, брошенного Димитрием Полиоркетом, когда ему надоело осаждать Родос. Будучи разрушена землетрясением, в 224 г., она удивляла своей массивностью еще современников Плиния ("Hist. Natur.", XXXIV, 18). В VII столетии нашей эры арабский полководец Муавиах, после завоевания Родоса, продал обломки этой статуи некоему эдесскому еврею; для их перевозки ему понадобилось до 900 верблюдов.

Из древнеримских К. в особенности заслуживает внимания бронзовая статуя Нерона, высотой в 40 м, воздвигнутая, по приказанию этого императора, скульптором Зенодором, в Риме, на "Священном пути", переименованная, после смерти Нерона, в статую Солнца, а потом превращенная в статую императора Коммода.

Средневековая пластика не производила К., и они стали снова появляться лишь с эпохи Возрождения. Между новейшими К., наиболее замечательны бронзовые статуи Карла Борромео, в Ароне, на Лаго-Маджоре (произведение скульптора Черани, исполненное в 1697 г.), Богоматери, в Пюи (известная под названием No t re-Dame de France, работы Боннасье, 1860 г.), памятник Герману, близ Детмольда (работы Э. фон-Банделя, 1875 г.), национальный памятник немецких побед 1870—71 гг., воздвигнутый в 1877 г. в Нидервальде (работы И. Шиллинга), и статуя Свободы, освещающей мир, в Нью-Йорке (работы Бартольди, 1878—86 гг.).

А. С-в.

( Источник: Энциклопедия Брокгауза и Эфрона)