Мальтус

(Томас Роберт Malthus, 1766-1834) — известный английский экономист; окончил курс в Кембридже, некоторое время был приходским священником. В 1797 г. написал первое сочинение, оставшееся неизданным: "The crisis" — политический памфлет, направленный против Питта. В 1798 г. издал свою знаменитую книгу о законе народонаселения ("An Essay on the Principle of Population", 2 изд., 1803). С 1805 г. был проф. истории и политической экономии в коллегии Ост-индской компании в Гейльбери, в Гертфоршире. Из последующих его сочинений более замечательны: "Observations on the Effects of the Corn Laws", в защиту хлебных законов (1814); "An Inquiry into the Nature and Progress of Rent" (1814; теория ренты в существенных чертах сходная с той, которая затем была развита Рикардо); "Principles of Political Economy" (1820; здесь, между прочим, доказывается, против Сэя и Рикардо, возможность общего перепроизводства товаров и дается объяснение промышленным кризисам); "Definitions in Political Economy" (1827; безуспешная попытка прекратить господствующее в политической экономии разнообразие терминологии, в зависимости от субъективных взглядов авторов, и выработать одну общую научную терминологию). В истории политической экономии М. занимает место, прежде всего, как автор "Опыта о народонаселении". Появление этой книги связано с социальным и политическим положением Англии в конце XVIII века. С одной стороны, господствовавшие общественные классы опасались народного восстания, под влиянием франц. революции и распространявшихся в самой Англии радикальных учений; с другой стороны, общественное мнение было встревожено быстрым ростом налогов в пользу бедных, ложившихся всей своей тяжестью на владельческий класс. Этот рост зависел от увеличения пауперизма вследствие промышленной революции и от изменения системы помощи бедным — введения так назыв. allowance system, т. е. вспомогательных денежных пособий от прихода всем неимущим рабочим, пропорционально численности членов семьи, с таким расчетом, чтобы заработная плата рабочего, вместе с приходским пособием, достигала известного минимума, необходимого для существования. Введение allowance system было вызвано голодом 1795 г. и крайним падением заработной платы земледельческих рабочих. Книга М. явилась ответом Годвину (см. соотв. статью) и сторонникам широкой государственной помощи бедным. В этой книге М. старается решить два вопроса: 1) чем обусловливается численность населения и ход его размножения в любой стране, и 2) от чего зависит большая или меньшая степень зажиточности или бедности населения. По первому вопросу решение М. заключается в следующем: народонаселение имеет тенденцию возрастать в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16...). Напротив, средства к существованию при самых благоприятных условиях могут возрастать только в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4...). Для того, чтобы эти две прогрессии были в равновесии, чтобы рост населения не обогнал роста средств к существованию, необходимо, чтобы рост населения так или иначе задерживался. В первом издании своей книги М. указывал на два препятствия к чрезмерному размножению народонаселения — бедность и порок. Бедность увеличивает смертность и непосредственно сокращает численность населения: развращение нравов уменьшает деторождение. Во втором издании М. допускает действие еще одной задерживающей причины — нравственного обуздания; как разумное существо, человек, не имеющий средств к поддержанию своей семьи, может и должен добровольно воздерживаться от вступления в брак. Нравственное обуздание и порок являются предупредительными препятствиями к размножению, бедность — препятствием разрушительным. Предупредительные и разрушительное препятствия, заключает М., по необходимости должны находиться в обратном отношении: чем сильнее действуют предупредительные препятствия, тем слабее действует разрушительное, и наоборот. Если предупредительные причины не уменьшают числа рождений, то равновесие устанавливается увеличением числа смертей: голод и нищета являются неизбежным следствием чрезмерной рождаемости. Ответ на второй вопрос — чем обусловливается богатство или бедность населения — был получен М. как вывод из установленного им закона народонаселения. Так как масса населения до сих пор недостаточно развита интеллектуально и морально для нравственного самообуздания, то чрезмерное размножение населения задерживается в густонаселенных странах, как, напр., Англия, главным образом действием разрушительных причин — нищеты и голода. Существующая бедность зависит не от чего иного, как от чрезмерного размножения населения: Годвин и другие социальные реформаторы делают большую ошибку, приписывая бедность недостаткам общественных учреждений. В существующей бедности виноваты, прежде всего, сами бедняки, обзаводящиеся семьей, когда им нечем ее содержать. Пока нравы населения в этом отношении не изменятся, нечего рассчитывать на улучшение экономического положения народа — а так как планы будущего общественного устройства Годвина и других не заключают в себе ничего такого, что могло бы внушить населению большее благоразумие в вопросе размножения, стремясь, наоборот, снять с отдельного человека всякую ответственность за содержание его семьи, то от осуществления их следует ожидать только более быстрого размножения населения, которое в скором времени опять дойдет до такой же бедности, в какой находится теперь. Система государственной помощи бедным, как она практикуется в Англии, поощряет размножение народонаселения, и этим самым усиливает бедность. Поэтому лучшим средством для поднятия благосостояния населения является совершенная отмена законов о бедных, и предоставление помощи нуждающимся всецело частной благотворительности.

Оригинальность М. в его учении о законе народонаселения многими оспаривается. Несомненно, что многие писатели и раньше высказывали взгляды, очень схожие с воззрениями М. Из них особенное влияние на М. оказал Towosend, автор книги: "Dissertation on the poor laws". Тем не менее, "Опыт" М., по ясности формулировки основного принципа, настолько выше всего прежде написанного по вопросу о народонаселении, что М. нельзя отказать в оригинальности, хотя он и имел предшественников, как и всякий другой выдающийся деятель в области мысли. Общественное влияние книги М. было громадно. До нее как среди людей науки, так и среди практических деятелей, господствовал взгляд, что государство должно, по возможности, поощрять размножение населения. После М. установился взгляд прямо противоположный. Коренная реформа англ. законов о бедных в 1834 г. и отмена allowance system были внушены взглядами М. Английская экономическая наука первой половины этого столетия, в лице своих наиболее видных представителей, признала учение М. одним из основных положений политической экономии. Напротив, против учения Мальтуса очень резко высказывалось большинство социалистов, вплоть до Карла Маркса, отрицавшего существование одного и того же закона народонаселения для всех исторических форм общественного устройства. При критике учения М. нужно строго различать его взгляды на законы роста населения и на причины бедности. Чрезмерное размножение есть одна из возможных причин бедности, но отсюда еще нельзя сделать заключения, что всякая бедность вызывается чрезмерным размножением населения. Весь собранный М. статистический материал доказывает только то, что при благоприятных условиях население быстро размножается, и что если численность его не возрастает, то это зависит от наличности каких-либо препятствий к размножению — разрушительных или предупредительных; но Мальтусу не удалось доказать, что существующие в самых богатых странах нищета и бедность происходят от чрезмерной численности населения, а не от несправедливости общественного устройства, как утверждал Годвин. Поэтому те практические выводы из закона народонаселения, которые сделал М. — отрицание важности социальных преобразований и требование уничтожения государственной помощи бедным — не могут быть признаны неизбежно вытекающими из его собственных посылок. Что касается до самого закона народонаселения М., то он также многими отвергается: особенно часто критиковалась математическая форма выражения этого закона. Но, как справедливо замечали сторонники М., геометрической и арифметической прогрессиями он хочет только иллюстрировать свою мысль о постоянной тенденции народонаселения возрастать быстрее средств к существованию. По-видимому, сам М. не придавал большого значения своим прогрессиям. Из них особенно неудачна вторая: М. не приводит никаких доказательств, почему средства существования не должны возрастать именно в арифметической прогрессии, а не в каком-либо другом отношении. Выбирая арифметическую прогрессию, М. хотел только дать математическое выражение закону падающей производительности земли, при последовательном приложении к ней труда и капитала, а закон этот является основанием господствующей теории ренты и, с известными ограничениями, может считаться несомненным. Но и против тенденции населения к неограниченному возрастанию нередко слышатся возражения. Так, напр., по мнению Спенсера способность организмов к размножению находится в обратном отношении с их индивидуальным развитием. Чем развитее данный организм, тем он менее способен к размножению. Поэтому, по мере развития цивилизации, способность человечества к размножению падает и в будущем может установиться полное равновесие между ростом населения и средствами к существованию, помимо всяких предупредительных или задерживающих мер. — По своим политическим взглядам, Мальтус был умеренным либералом, но, в то же время, горячим защитником интересов крупного землевладения. Его теория кризисов приводила к признанию общественной необходимости класса крупных землевладельцев, как потребителей избыточных продуктов, производимых промышленными классами общества. Стремление к накоплению капитала и расширению производства вызывает перепроизводство товаров и кризисы; для восстановления равновесия между общественным производством и потреблением необходимо, чтобы наряду с классами, по преимуществу производящими, были классы преимущественно потребляющие (крупные землевладельцы). Точно так же классовые симпатии М. сказывались и в его защите хлебных пошлин, несмотря на то, что по отношению к другим товарам М. защищал свободную торговлю. Вообще, в противоположность Рикардо (которого он был близким другом; весьма интересные письма Рикардо к М. изданы Bonar'ом в 1887 г.), М. был врагом всяких резких, абстрактных решений, имел наклонность к компромиссам, не верил в возможность чисто дедуктивным путем устанавливать научные законы и старался все свои выводы обосновывать индуктивно. Тем не менее, теоретическая политическая экономия многим обязана Мальтусу, особенно в учении о ренте; он самостоятельно развил ту теорию ренты, которая, со второстепенными изменениями, может считаться общепринятой и в настоящее время. Попыткой практического применения учения Мальтуса о принципах народонаселения является так назыв. новомальтузианство. В 1877 г. в Лондоне была основана Malthusian League, издающая с 1879 г. журнал "Malthusian". Эта лига стремится популяризировать учение М. путем издания специальных книг и брошюр и устройства чтений, посвященных вопросам народонаселения. Отличие новомальтузианства от прежнего заключается в том, что М. под нравственным обузданием понимал целомудрие; между тем, по мнению новейших его последователей, эта цель недостижима, и потому желательно не воздержание от брака, которое обыкновенно только поощряет разврат и проституцию, но более благоразумное поведение супругов — принятие тех или иных мер для предупреждения зачатия. Необходимо только распространить среди массы населения убеждение, что нравственный долг человека требует ограничения числа детей таким количеством, которое он может содержать, и что для этой цели человек имеет нравственное право прибегать к употреблению предохранительных средств. Более крайние последователи лиги видят в этом единственное возможное решение социального вопроса, так как существующая бедность, по их мнению, вызывается только чрезмерным размножением народонаселения.

( Источник: Энциклопедия Брокгауза и Эфрона)