Рюисдаль

(van Ruisdael) — фамилия нескольких голландских пейзажистов. 1) Яков Р., сын Исаака Р.; 2) Саломон Р. — дядя Якова Р. и отец 3) другого Як. Р. 1) Яков Р. родился, как показали новые разыскания Бредиюса, в 1628 или 1629 г. в Гарлеме от первого брака Исаака Р., фабриканта рам. Этот Р. был самый знаменитый из голландских пейзажистов всех времен. Первые познания в живописи он приобрел, может быть, от своего дяди, Саломона Р. Во всяком случае, Як. Р. уже в очень молодом возрасте обнаружил талант, скоро окрепший, — так как известны 2 гравюры и 2 картины, которые Як. Р. исполнил, имея всего 17 или 18 лет от роду. Обстоятельства его жизни нам неизвестны, но достоверно, что его талант не был надлежаще оценен его современниками, что картины его не были в цене и что поэтому Як. Р. провел жизнь в нужде и умер, как бедняк, в общественной больнице, в 1682 г. Составлен список 344 картин Р. (в каталоге Смита), в том числе — до 75 морских видов, но следует полагать, что ныне известно картин Як. Р. уже значительно больше этого числа. Темы для своих произведений Як. Р. брал большею частью в окрестностях Гарлема и вообще в Голландии, но известно, кроме того, довольно много его картин из норвежской природы, изображающих обыкновенно водопады. Так как современник Як. Р., Эвердинген, обыкновенно изображал также норвежские виды, то это дало повод считать Як. Р., без достаточного на то основания, учеником Эвердингена. Во всяком случае, Як. Р. в изображении водопадов выше Эвердингена, но еще выше — картины Р., которых темы взяты из родной ему голландской природы. Песчаные дюны, поросшие кустарником, лес на болоте, дороги и тропинки в лесу и поле — вот сюжеты картин Я. Р., проникнутых глубоким чувством природы. Небо в его картинах всегда покрыто облаками или тучами; свет не падает яркими пятнами, листва деревьев и кустарников часто — бурая, коричневая, если же зеленая, то весьма сдержанных, скромных тонов, как и вообще у всех пейзажистов его периода. Гамма таких тонов в картинах Як. Р. особенно содействует выражению любимого его настроения — меланхолического. Новейшие пейзажисты нередко превосходят Р. в натурализме, но глубина созерцания остается за Р.; в изображении самых простых местностей он влагал чувство. Его произведения — картины, не этюды. Замечательно, что он создавал свои картины по этюдам, деланным с природы только карандашом, тушью или бистром и редко тронутым красками. Як. Р. был также отличный маринист; превосходно выражавший движение волн и облаков. В своих морских картинах он выражал тот ужас, который внушало море голландцам, ограждавшимся от него целые века плотинами. Картинами Як. Р. дорожат все музеи, где они находятся. Эрмитаж в Петербурге владеет 13 картинами Р., из которых 2 — норвежские виды; особенного упоминания заслуживают: "Болото" (№ 1136), одна из лучших картин Я. Р. вообще, "Дорога с колеями и рытвинами" (№ 1139) и "Группа деревьев при дороге с отдыхающим путником" (№ 1144). Также богата картинами Як. Р. и Дрезденская галерея; из них назовем: "Еврейское кладбище", "Лес при воде" (охота на оленя), "Дорога в лесу" (с фиг. Берхема). Лувр славится картиною "Кустарник на дюнах"; другая картина, т. же, "Прибой к плотинам", сильно повреждена. Вообще многие из картин Р., к сожалению, сильно потемнели. Он редко писал фигуры сам, но обращался за помощью к другим художникам, из которых некоторые, в особенности Берхем, только портили своими кричащими в красочном отношении вставками общее впечатление пейзажа. Собственные же его фигуры, неловкие, не бросались, по крайней мере, в глаза. 2) Р. Саломон, дядя предыдущего (род. около 1600 г., ум. 1670); учителя его неизвестны, но влияние на него Ван-Гойена и отчасти Исаии Ван-де-Вельде очевидно, так как первые его картины 1631—34 гг. очень похожи на картины Ван-Гойена и по мотивам, и по технике живописи. Потом, впрочем, Саломон Р. в красочности и колоритности сильно ушел вперед сравнительно с Ван-Гойеном, перешедшим мало-помалу почти в однотонность. Лучшие произведения Саломона Р. относятся к 1650—60 гг., а затем он становится менее гармоничен и техника его грубеет. Сюжеты его были подобны гойеновским — деревни и села на берегах рек и каналов; но он давал деревьям большее значение в картинах, чем Гойен. В отличие от Як. Р. Саломон хорошо изображал фигуры и часто располагал их группами, соответственно требованиям обстановки его деревенских пейзажей. Он писал также и зимние пейзажи; вообще же все его темы взяты из голландской природы. Картины Саломона Р. немногочисленны: лучшие из них "Роздых" (1660 г., в Амстердамском национальном музее), "le Вас", в музеях брюссельском (1647) и антверпенском (1657). В Лувре нет картин Сал. Р., но они имеются в музеях в Берлине, Мюнхене, Роттердаме, Франкфурте, а также у некоторых частных лиц. 3) Яков Р. († 1681), сын Саломона Р., выбирал мотивы, подобные мотивам своего знаменитого двоюродного брата, но стоит значительно ниже того как в общем по настроению и тонам, так и в частностях — особенно в рисунке и живописи деревьев. Из его картин лучшая находится в Роттердамском музее ("Лесистый пейзаж"); в Кассельском музее — "Опушка леса". Фигуры в одной из его картин писаны рукою Адриана Ван-де-Вельде.

Ф. П.

( Источник: Энциклопедия Брокгауза и Эфрона)