Шри Ауробиндо

родился в Калькутте 15 августа 1872 года. В 1879 году, в возрасте семи лет, он был отправлен вместе с двумя своими старшими братьями в Англию для получения образования и прожил там четырнадцать лет. Получив начальное воспитание в английской семье в Манчестере, он поступил в 1884 году в школу св. Павла в Лондоне и в 1890 году, получив стипендию по классическим наукам, поступил в Королевский Колледж в Кембридже, где проучился в течение двух лет. В 1890 году он также прошёл открытый конкурс в школу Индийской Гражданской Службы, но в самом конце двухлетнего обучения там не явился на экзамен по верховой езде и был признан непригодным к Службе. В это время в Лондоне находился с визитом махараджа Бароды. Шри Ауробиндо встретился с ним и, получив у него должность в административной службе Бароды, покинул Англию, отправившись в Индию, куда он прибыл в феврале 1893 года.

В Бароде Шри Ауробиндо провёл тринадцать лет, с 1893 по 1906 год, работая вначале в налоговом управлении, а также в качестве секретаря махараджы, и позднее преподавателем английского языка и, в самом конце, проректором в колледже Бароды. Это были годы самообразования и литературной деятельности – ибо большая часть поэзии, позже опубликованной в Пондичери, была написана в этот период времени – а также подготовки к его будущей работе. В Англии, согласно указаниями отца, он получил полностью западное образование, не имевшее никакого контакта с культурой Индии и Востока*. В Бароде он восполнил этот пробел, выучив Санскрит и несколько современных индийских языков, впитал дух индийской цивилизации в её прошлых и настоящих формах. Большую часть последних лет этого периода он провёл в отпуске, ведя скрытую политическую деятельность, ибо он был вынужден воздерживаться от публичной деятельности в силу занимаемого им поста в Бароде. Вспышка волнений, направленных против разделения Бенгалии в 1905 году, предоставила ему подходящую возможность оставить службу в администрации Бароды и открыто присоединиться к политическому движению. В 1906 году он покинул Бароду и отправился в Калькутту в качестве ректора только что созданного Бенгальского Национального колледжа.

* Как можно увидеть, образование Шри Ауробиндо дало ему широкое знакомство с культурой древней, средневековой и современной Европы. У него были блестящие успехи в изучении греческого и латыни. Он изучал французский с самого детства в Манчестере и самостоятельно выучил немецкий и итальянский в достаточной степени, чтобы читать в подлиннике Гёте и Данте. (Он сдал экзамен по Трипосу на первом курсе в Кембридже и получил самые высокие оценки по греческому и латыни на экзаменах при поступлении в Индийскую Гражданскую Службу.)

Политическая деятельность Шри Ауробиндо охватывает восьмилетний период, с 1902 по 1910 годы. Всю первую половину этого периода он работал за кулисами, готовя вместе с другими соратниками начало движения Свадеши (индийский Шин Фейн)** до тех пор, пока волнения в Бенгалии не открыли возможность публичного внедрения более прогрессивных и прямых политических действий, чем умеренный реформизм, который на тот момент был кредом Индийского Национального Конгресса. В 1906 году Шри Ауробиндо прибыл с этой целью в Бенгалию и присоединился к Новой Партии, немногочисленному передовому крылу, ещё не имевшему в то время большого влияния, и которая была недавно сформирована в Конгрессе. Политической программой этой партии была довольно неопределённая доктрина отказа от сотрудничества с властями; но на деле она не продвинулась дальше нескольких неэффективных столкновений с лидерами Умеренных на ежегодном съезде Конгресса под секретным прикрытием «Предметный Комитет». Шри Ауробиндо убедил её лидеров в Бенгалии публично выступить под именем Все-Индийской партии с чёткой и энергичной программой, выдвинув Тилака – популярного маратхского лидера в качестве её главы, и атаковать господствующую в то время Умеренную (Реформистскую и Либеральную) олигархию старых политиков, чтобы захватить у них контроль над Конгрессом и страной. Это стало началом исторической схватки между Умеренными и Националистами (противники называли их Экстремистами), которая за два года полностью изменила лицо индийской политики.

** Шин Фейн — созданная в 1905 ирландская политическая организация (ирл. Sinn Fein, буквально “мы сами”)

Новорожденная Националистическая партия выдвинула Сварадж (независимость) в качестве своей цели, как противовес отдалённой надежде Умеренных на колониальное самоуправление, которое они надеялись осуществить в отдаленном будущем, примерно через одно или два столетия посредством медленных прогрессивных реформ; она предложила в качестве методов своей деятельности программу, которая напоминала по своему духу, хотя и не в деталях, политику Шин Фейн, разработанную несколькими годами позже и приведшую к успешным результатам в Ирландии. Основным принципом этой новой политики была само-поддержка; она была нацелена, с одной стороны, на эффективную организацию всех сил нации, а с другой стороны, провозглашала полный отказ от сотрудничества с правительством. Бойкот британских и иностранных товаров и поддержка промышленности Свадеши (местной индийской промышленности) для того, чтобы заменить их, бойкот судов, действующих на основе британского законодательства и основание вместо них системы арбитражных судов, бойкот государственных университетов и колледжей и создание сети национальных колледжей и школ, формирование обществ молодых людей, которые бы выполняли функции полиции и гражданской обороны и, при необходимости, политика пассивного сопротивления – составляли непосредственный перечень этой программы. Шри Ауробиндо надеялся захватить Конгресс и сделать его руководящим центром организованного националистического движения, неформальным государством внутри государства, которое вело бы борьбу за независимость до окончательной победы. Он убедил партию принять и финансировать, как свой признанный печатный орган, недавно открывшуюся ежедневную газету «Банде Матарам», в которой он был на то время действующим редактором. «Банде Матарам», чья политика, с начала 1907 года до её внезапного закрытия в 1908 году, когда Шри Ауробиндо находился в тюрьме, полностью направлялась им, начала циркулировать почти сразу по всей Индии. За время своего краткого, но такого важного существования она полностью изменила политическую мысль Индии, которая с тех пор всегда сохраняла в своих основах, даже в гуще последующих событий, наложенный ею отпечаток. Но борьба, начатая на этих страницах, хотя и неистовая и насыщенная событиями и очень важная для будущего, в то время не продлилась долго; ибо страна была всё ещё не готова к такой смелой программе.

В 1907 году Шри Ауробиндо был обвинён в подстрекательстве к мятежу и позже оправдан. Вплоть до этого момента организатор и автор, он был вынужден в результате этого события, а также ареста или исчезновения других лидеров, выйти вперед в роли признаного главы партии в Бенгалии и впервые показаться на трибуне в качестве оратора. Он председательствовал на конференции националистов в Сурате в 1907 году, на которой в результате яростного столкновения двух равных по силе партий Конгресс был расколот на части. В мае 1908 года он был арестован по Алипорскому Делу о Тайном Заговоре, как замешанный в деятельности революционной группы, руководимой его братом Бариндрой; но против него не было найдено никаких веских улик, и в этот раз он был также оправдан. Пробыв в течение года в предварительном заключении в Алипорской тюрме, он вышел на свободу в мае 1909 года и обнаружил, что партийная организация разрушена, её лидеры рассеяны в результате либо тюремного заключения, или депортации, или добровольной ссылки, а сама партия, хотя всё ещё существовала, оставалась безмолвной и подавленной и неспособной на какую-либо энергичную деятельность. На протяжении почти целого года он в одиночку, как единственный оставшийся лидер Националистов в Индии, пытался оживить националистическое движение. Он публиковал в это время, чтобы поддержать свое усилие, еженедельную англоязычную газету “Кармайогин” и бенгальский еженедельник “Дхарма”. Но, в конце концов, он был вынужден признать, что нация была всё ещё не достаточно готова, чтобы осуществить его политику и программу. В течение некоторого времени он думал, что необходимая подготовка может быть осуществлена либо с помощью менее прогрессивного движения Гомруль*, либо с помощью агитации пассивного сопротивления подобного тому, которое организовал Махатма Ганди в Южной Африке. Но он увидел, что время этих движений ещё не пришло, и что не ему суждено было стать их лидером. Кроме того, после двенадцати месяцев его заключения в Алипорской тюрьме, которые он полностью посвятил практике Йоги, его внутренняя духовная жизнь требовала от него исключительной концентрации. Поэтому он решил уйти с политической арены, по крайней мере, на какое-то время.**

В феврале 1910 года он удалился в тайное убежище в Чандернагоре и в начале апреля отплыл в Пондичери во французской Индии. В это время против него было заведено третье уголовное дело из-за статьи, опубликованной в Кармайогине, в которой он подписался своим именем; по причине его отсутствия, вся ответственность за ее публикацию была возложена на издателя газеты, который был осуждён, но приговор был обжалован после апелляции в Высоком Суде Калькутты. И в третий раз судебное преследование против него закончилось ничем. Шри Ауробиндо покинул Бенгалию с намерением вернуться в политику при более благоприятных условиях; но очень скоро он осознал всю важность духовной работы, которую он начал, и увидел, что она потребует от него исключительной концентрации всех его энергий. В итоге он прервал все связи с политикой, многократно отказываясь занять должность Президента Национального Конгресса, и ушёл в полное уединение. На протяжении всей своей жизни в Пондичери, начиная с 1910 года, он становился всё более и более предан своей духовной работе и садхане. В 1914 году, после четырёх лет безмолвной Йоги, он начал издавать философский ежемесячный журнал »Арья». Большинство наиболее значительных его работ, таких как «Жизнь Божественная», «Синтез Йоги», «Эссе о Гите» «Иша Упанишада» периодически публиковались в выпусках «Арьи». Эти труды воплотили в себе большую часть внутреннего знания, полученного им в результате практики Йоги. Другие труды затрагивали вопросы духа и значимости индийской цивилизации и культуры («Основы Индийской Культуры»), истинного значения Вед («Тайна Веды»), прогресса человеческого общества («Человеческий Цикл»), природы и эволюции поэзии («Поэзия Будущего»), возможности объединения человеческой расы («Идеал Человеческого Единства»). В это же время он начал публиковать свои поэмы, как те, что были написаны им в Англии и в Бароде, так и те, в меньшем количестве, что добавились за период его политической активности и в первые годы его пребывания в Пондичери. Издание «Арьи» прекратилось в 1921 году, после шести с половиной лет непрерывной публикации. Вначале Шри Ауробиндо жил в уединении в Пондичери вместе с четырьмя или с пятью учениками. Впоследствии к нему стало приходить всё больше и больше людей для того, чтобы следовать его духовному пути, и в итоге их количество стало настолько большим, что пришлось создать общину садхаков, для поддержания и коллективного руководства тех, кто оставил всё позади ради высшей жизни. Это стало началом Ашрама Шри Ауробиндо, который не столько был искусственно сформирован, сколько естественно вырос вокруг него, как своего центра.

Шри Ауробиндо начал свою практику Йоги в 1904 году. Вначале собрав в ней все основные элементы духовного опыта, обретаемого различными путями единения с Божественным и духовной реализацией, практикуемыми до настоящих дней в Индии, он пошел дальше, в поиске более полного опыта, объединяющего и гармонизирующего два полюса бытия – Дух и Материю. Большинство методов Йоги – это пути в Запредельное, ведущие к Духу и, в конечном итоге, прочь от жизни; Шри Ауробиндо восходит к Духу для того, чтобы затем спуститься с его обретениями, неся свет и силу и блаженство Духа в жизнь, чтобы трансформировать её. Настоящее существование человека в материальном мире с этой точки зрения или взгляда на вещи является жизнью в Неведении, с Бессознательным в своей основе, но даже в её темноте и незнании тайно находятся присутствие и возможности Божественного.

Сотворённый мир – это не ошибка или тщета и иллюзия, которые должны быть отброшены прочь душой, возвращающейся на небеса или в Нирвану, но место действия духовной эволюции, посредством которой из этого материального бессознания должно постепенно проявиться Божественное Сознание во всем сущем. Разум пока является высшим уровнем, достигнутым эволюцией в настоящее время, но он — это не высшее из того, на что она способна. Над ним находится Сверхразум или вечное Сознание-Истина, которое по своей природе является само-сознающим и само-определяющим светом и силой Божественного Знания. Разум – это неведение, ищущее Истину, тогда как Божественное Знание — это само-сущее Знание, которое гармонично проявляет игру своих форм и сил. Только в результате нисхождения этого сверхразума совершенство, о котором мечтало всё прогрессивное человечество, может придти. Открываясь более великому божественному сознанию можно подняться к этой силе света и блаженству, обнаружить свою истинную суть, находиться в постоянном единстве с Божественным и принести вниз супраментальную Силу для трансформации разума, жизни и тела. Реализация этой возможности была динамической целью Йоги Шри Ауробиндо.

Шри Ауробиндо оставил своё тело 5 декабря 1950 года. Мать продолжила его работу вплоть до 17 ноября 1973 года.

*Гомруль (англ. Home Rule, «самоуправление») — движение за автономию Ирландии на рубеже XIX—XX вв. предполагало собственный парламент и органы самоуправления при сохранении над островом британского суверенитета, то есть статус, аналогичный статусу доминиона

** Более полное изложение политической жизни Шри Ауробиндо можно найти в SABCL Volume 26, On Himself, pp. 21-41

SABCL, Vol.30, pp.1-6

( Источник: sriaurobindoyoga.org)