ВИВЕКАНАНДА

(Vivekananda) Свами (наст. имя Нарендранатх Датта) (12 января 1863, Калькутта — 4 июля 1902, Белур) — индийский религиозный философ и общественный деятель, реформатор индуизма. Ученик и последователь Рамакришны. В 1893 участвовал в работе Всемирного конгресса религий (Чикаго), инициатор создания ряда ведантистских центров в США, основатель “Миссии Рамакришны” (1897). Философское учение Вивекананды (т. н. неоведанта) во многом исходит из основных идей адвайта-веданты: основа вселенной есть Брахман как неопределенное и “всеисключающее” духовное начало; мир вещей есть нечто “неподлинное”; мировая и индивидуальная душа по своей сути полностью совладают. Вместе с тем выступил против применения адвайты для оправдания социального неравенства, монополии брахманов на “священное знание”, непогрешимость Вед, проповедовал необходимость общественно полезной деятельности. Стремился сблизить три основные школы веданты, представляя их как “ступени” в постижении истины, соотносил с ними различные мировые религии и строил на этой основе учение об “универсальной религии”. Вивекананда выдвигал идею “коллективного освобождения” и “общества освобожденных при жизни” как цели исторического процесса, в котором выделял четыре последовательные стадии (“царства” сословий брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр). Грядущее “царство шудр” понимал как воплощение идеалов социализма, трактуемого в утопическом духе. Философское учение Вивекананды оказало значительное влияние на развитие индийской мысли в 20 в. (Б. Г. Тилак, Гхош, Тагор, Ганди, Радхакришнан). Соч.: Практическая веданта. М., 1993. Лит.: Ромен Роллан. Жизнь Вивекананды.—Собр. соч., т. 19. Л., 1936; Костюненко В. С. Вивекананда. М., 1977.

B.C. Костюченко

( Источник: Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.)